Notice: Use of undefined constant section - assumed 'section' in /home/aetcru/bikeangelsk.ru/docs/include/body.php on line 3
Сайт архангельских велосипедистов - Мезень
Карта сайта Написать письмо администратору
Notice: Undefined index: find_word in /home/aetcru/bikeangelsk.ru/docs/index.php on line 97

Поиск по сайту:

Погода в городе:
Яндекс.Погода

Реклама:

Наши друзья:
bike4u.ru

redBike.ru

Мезень

Идея посещения Мезенского района пришла ко мне совершенно спонтанно. Помнится, как сидел в кресле, смотрел телевизор. В воскресных новостях показывали деревню Кимжу, Мезенского района. Именно в тот момент ко мне пришла идея посетить район, тем более это моя малая Родина, в которой я не был уже 8 лет. Последующие дни перед вылетом я посвятил оформлению всех необходимых документов, покупке билетов и сбору информации о маршрутах.

День Первый. 18 августа 2006 года

Собственно свой маршрут можно начать именно с аэропорта. Так как услугами авиакомпаний пользуюсь в исключительных случаях, правил перевозки соответственно не знаю, а инструкции, как любой русский человек, на обороте билета даже не думал прочитать. Вылет в 10 часов. Прибываю в аэропорт, время 9:25. Регистрация на самолёт до Мезени закончилась, чему я был очень удивлён. Оказывается она идёт всего 20 минут и начинается за час до вылета. Взял на заметку для будущих поездок. Немного переговорив с сотрудниками и объяснив ситуацию, меня всё же пропустили. Пропустив свою умку через детектор, меня попросили показать её содержимое, а именно интересовал фотоаппарат, который лежал на самом дне. Немного нервничая я вытаскиваю все вещи и достаю чехол. Попросили вскрыть все отделы в сумочке, посмотрев содержимое, пожелали счастливого пути. На мой вопрос: В чём же дело? Что вызвало подозрение?
Получил простой ответ, дескать огромное количество батареек были похожи на ёмкости, в которых могли провозиться запретные вещества. Ну ладно, прекрасно понимая работников, бегу в автобус, который дожидался меня, так как сев в него он сразу двинулся. Медленно двигаясь к самолёту я понимаю, что этот поход я запомню надолго.
Пережив полёт, я встаю с удобного кресла в самолёте и продвигаюсь к выходу. Выходя из самолёта, оглядываюсь вокруг. Лётное поле, собранное из металлических ребристых пластинок, кругом уже немного пожелтевшая трава и невзрачное деревянное здание аэропорта. Двигаюсь к автобусу. Первая моя остановка намечалась в посёлке Дорогорское. Там я хотел остановиться буквально на пару часов, так как по плану я туда должен был вернуться через пару дней. Выйдя у остановке, я первым делом пошел в магазин, так как жутко хотелось пить. Зайдя в небольшой контейнер, я почувствовал внимание со стороны на свою персону. Ну думаю ладно, к незнакомым посёлке всегда так. От того, что произошло дальше, я буквально был шокирован. Уловил шепот старушки, которая сидела за столиком и смотрела на свою подругу, мол смотри-ка, сын Валентины Новомировны приехал. Меня узнали, не смотря на то, что был последний раз там я 8 лет назад. Оплачивая покупку и не оглядываясь я выхожу из магазинчика и иду к первому попавшемуся человеку с целью узнать, где живут семья с фамилией Мылюевы.
Показав и объяснив в полных подробностях дорогу, я благодарю мужичка и иду к дому. Захожу в веранду, стучусь в дом. Ответа нет. Ещё раз постучался, нет ответа. Дома по любому кто-то был, так как большинство избушек не оборудовано замками на дверях и дверь обычно подпирают палкой, что говорит об отсутствии хозяев. Палки не было. Открыв дверь, я захожу в дом и сразу ощущаю неповторимый запах/, который исходит из русской печки, когда её топят. Спросив есть кто дома, слышу шорканье по полу. Выходит женщина, которую смутно припоминаю. Стою как вкопанный, она тоже. Секунды 3 стояли друг напротив друга, после чего Анны Фёдоровны появляется улыбка на лице и она в полу крик сказала: Коля, Морозов!!! Неужели ты приехал, неужели хоть кто-то из Архангельска собрался и приехал в Мезень. Видно, что её радости не было предела. Быстро приготовив поесть и накрыв стол, она принялась расспрашивать что да как! Как это я умудрился приехать, ведь столько времени прошло и никто не гостил у них. « часа свободного времени пролетели незаметно, надо было на автобус(единственный, который курсирует по району, представьте какие там толпы в нём!). Проводив меня на остановку, удачно посадили на автобус. Следующая моя остановка – п. Жердь Проехав 12 км, автобус высадил пассажиров на переправе через реку Пёзу. И что я вижу. Стоят 3 джипа, около ребята, явно уже уставшие от долгой дороги. Подбегая к ним и спрашивая не из Москвы ли они, получаю ответ, мол да, именно оттуда. Моему удивлению опять не было предела. Люди, о которых я читал в форуме(ссылка была дана, они хотели проехать из Москвы в Мезень) стоят тут, завершая свой путь. Переговорив и тонкостях пути, и фотографируя друг друга я бегу на паром, которым собирался уже отходить.
Приехав в посёлок, вижу уже знакомые лица, которые меня встречали. Я добрался до места своей дислокации.

Первым историческим памятником, который я посетил в этот день, был посёлок Петрово. Почти уже вымершая деревня, находящаяся в 2-х км. пути по лугам вдоль реки Мезень. Ровно на середине пути я встречаю огромных крест с распятым на нём Иисусом. Такие кресты характерны для Мезенского района, называются они поклонными. То есть путник, проходя мимо креста, кланяется ему. В некоторых устроены даже специальные ящики, в которые принято ставить свечки. Ящики водонепроницаемы и защищены от ветра. Этот крест меня впечатлил, ибо такого я давно нигде не встречал. Двинулся дальше. В начале деревни стоит уже полуразвалившийся нежилой дом. Быстро фотографируя все объекты, я иду обратно, так как начинает темнеть.
Для справки: Деревня Петрово, когда-то большое процветающее селение, имевшая собственные школы, церкви, колхозы. Но из-за пожара, которые произошел в 30-х годах(если ошибаюсь, поправьте) были уничтожены почти все дома. На данный момент это груда дерева с небольшим количеством жилых домов и несколькими семьями. Когда-то местным жителем была нарисована карта деревни, в которой были отмечены церкви, мельницы, школ, все дома(красным цветом отмечены те дома, которые сгорели во время пожара). Эта карта на днях была отправлена в Мезенский музей, мне же довелось поработать только с её ксерокопией(вот не догадался ведь копию привезти сюда). Уже по ней можно было представить деревню. Дома были расположены в 4 ряда, посередине деревни располагалась церковь, кладбище. В поле 2 мельницы.

День второй. 19 августа 2006 года.

В этот день снова довелось вернуться в Петрово. Там я посетил нежилой, но довольно сносный дом. Характерная черта всех таких деревень, это большой количество вещей, которые можно встретить только в музеях. Это и утюги, которые нагревали в печке,а далее гладили одежду. Это и первое радио, представлявшее собой…трудно описать, что оно собой представляет, смотрите на фотографии. Это и прялка и многое другое. Далее выдвинулся к кладбищу. На кладбище стоит огромный крест, похожий на поклонный, но был он на могиле. Спросив, что он тут делает, мне поведали историю, что этот крест раньше стоял вместо того, что на полпути к Петрово. Деревенский мужик в своё время выкопал его, поставил вместо него новый с распятым Иисусом, а старый попросил поставить на его могилу после смерти. Посетив могилы своих дальних родственников, я выдвинулся обратно. В конце кладбища был вкопан столбик, на могилу не похож, но и просто так он не должен тут стоять. Позже узнал, что это могила утопленника, его не смогли опознать и похоронили на окраине, вкопав такой столбик.

День третий. 20 августа 2006 года.

Сегодня я собрался посетить обязательную часть моего маршрута, деревню Кимжа.
Деревню хотят сделать архитектурным памятником севера, неоднократно туда приезжали журналисты и делегации из США. Они даже выделяли деньги на её восстановление. В Селении насчитывается более 20 памятников архитектуры 18 века. Переплыв на лодке, я увидел огромный берег, как гора, тянущийся вверх. Кто не был в Мезенском крае, тот никогда не видел отличительную особенность этих берегов. Ярко красные камни придают этому особый восторг. Взобравшись на гору, меня первым делом повели к дереву(вот опять не запомнил его названия, если кто слышал, скажите). Туда съезжались многие журналисты, снимали репортажи. Обнаружено оно было известным путешественником . Дело в том, что оно ну ни как не должно расти в этом районе, сделали предположение, что семечко приплыло с Карелии по много десятков лет назад.
Входим в Кимжу. Первое, что бросается в глаза, это огромное количество, хаотично разбросанные могилы. Местные мне поведали о обычаю в этой деревни. Оказывается тела усопших принято было хоронить под порогом их дома. Меня вздёрнуло, когда я представил могилу и огромный крест у себя на пороге. Но обычай есть обычай. Потому они и разбросаны, дома не сохранились, а кресты стоят до сих пор. Далее я пошел к церкви 18 века постройки. Она вызывает особое беспокойство историков, так как работы по её восстановлению не проводятся уже 4 года. Купола вроде держаться, но колокольня должна упасть. Жители уже со страхом ждут, когда она рухнет. Это будет большая потеря для них, но денег на восстановление нет. Далее я пошел к хранительнице музея, с просьбой открыть его. Вообще его редко открывают посетителям, но объяснив, что я специально приехал из Архангельска к ним, мне дали ключ. Музей был на восстановлении и представлял собой избу с крестьянским бытом. Самовар, с трубой для дыма, ведущей в специальное отверстие в печке(такая система применялась только на севере области), люлька, подвешенная потолку, иконостас, умывальник. Вообщем стандартная крестьянская избушка
После музея я продолжил изучение деревни. Вся она представляла собой аккуратно построенные деревенские избы. Что интересно, окна были высоко подняты над землёй, на уровне 2-3 этажа стандартного каменного дома. Далее я вышел на берег реки. И снова открылась замечательная картина. Стою на краю обрыва, внизу течёт река, колышутся от волн лодки и этот красный камень, на который нельзя не обращать внимания. Гуляя по берег, вышел на дорогу, которая представляла собой утоптанный песок, дорога шла прямо в реку. Немного не понимая, зачем это сделали(уходит в реку), я вспомнил, что это зимник, идущий из Архангельска в Мезень. На холме у дороги я обнаружил уже знакомый мне поклонный крест с распятым Иисусом на нём. Рядом стоял меленький белый крест. История его появления просто. 2 рыбаков на лодке попали в сильный шторм. Шторм был такой силы, что они потеряли все надежды выжить и принялись молиться о спасении. В молитве они пообещали, что если вернуться на берег, то поставят у поклонного креста свой, маленький крест. Они выжили и выполнили своё обещание, поставив это маленький крест (Кстати, в тему. Я знаю историю, в которой рыбак также попал в шторм, он тоже принялся молить о спасении. Если выживет, то пообещал построить часовенку. К сожалению своё обещание он не выполнил, за что был наказан свыше, он трагически погиб. Случайность это или нет, решать вам, у меня же на это своё мнение). На этом и закончился мой день.

День четвёртый. 21 августа 2006 года.

Четвёртый день своего пребывания я решил сделать разгрузочным. Никуда не поехал, шатался по Жерди. Иду я вдоль берега реки и вижу лошадь. Решил попытать счастье и пошел к хозяину, с просьбой одолжить мне лошадку на вечер. Как ни странно, хозяин даже с радостью разрешил мне её взять. Запряг её, накормил и дал мне поводья, спросив, ездил ли я верхом когда-нибудь. Получив положительный ответ, он вернулся в дом. Я же не долго думая, повернул к уже известной мне деревне Петрово. Лошадь вела себя спокойно, моментально реагировала на все команды. Хотел порассекать по полу на полной скорости, но вспомнил, что собирать меня в случаи чего будет некому, да и опыт у меня совсем небольшой, вспомнив поговорку тише едешь дальше будешь я оставил эту мысль. Собственно это все события, которые запомнились мне в этот день, как я уже говорил, день был разгрузочным.

День пятый. 22 августа 2006 года.
Этот день по плану я должен был ехать в посёлок, в котором остановился на пару часов в первый день, Дорогорское. Почему сюда? Всё просто, именно тут когда-то жили мои бабушка и дедушка. Первым делом я пошел искать старую избу одной старушки, которую я очень хорошо знал, которая меня просто не могла забыть за этот срок. Подошел я к калитке, ничего не изменилось за всё это время. Прям как в сказке, дёрни за верёвочку, дверь и откроется. Здесь также, дёрнул за верёвочку, а дверь со скрипом и открылась. Вошел в дом, где меня с радостью и слезой на глазах встретила та самая старушка, для меня просто бабушка. Именно здесь я впервые попробовал нечто не похожее на то, что готовят у нас в городе. Рыба с картошкой, варенная в молоке. Звучит может и не очень, но это весьма съедобно, мне даже немного понравилось. После долгих разговоров что да как, как Архангельск и вообще как мы поживаем там, отправился на кладбище. Нужное место нашел быстро. Тяжело было стоять напротив могил и поэтому описывать это всё не буду.
После пошел в дом, где когда-то жили баба и деда. Стою на пороге и невольно лезет картина в голову, когда дом ещё был жив, когда топилась печка, когда в нём постоянно кто-то находился. С тех пор абсолютно ничего не изменилось, лишь одно отличие, в нём больше никто не живёт. Удивляет и то, что изба не заперта, лишь подпёрта дверь палкой, при этом никто ничего не крадёт, всё-таки остались честные люди в этом мире. Прохожу в комнату и снова удостоверяюсь, что ничего не изменилось. Вот кровать, где я когда-то спал, вот белый глиняный слон, ногу от которой я разбил когда-то, а вот старый патефон, который сейчас можно увидеть только в музее. Подойдя к нему, я вставил ручку, завел пружину и по дому разлилось звучание военных песен, которые очень любили здесь.
Собственно это всё, что запомнилось в этот день, и что я хотел описать.

День шестой. 23 августа 2006 года.

В этот день я решил посетить последнюю деревню в Мезени, так как на следующий день у меня был самолёт. Деревня Погорелец. К моему сожалению я не знаю её истории, так же не знаю, почему её так назвали. Знаю лишь что она была известна своими памятниками архитектуры, но также к сожалению вымирала, но ещё жила.
Взяв старый добрый мотоцикл Минск я отправился в путь длинною 35 км . дорога представляла собой грунтовку, посыпанную песком, отчего мотоцикл постоянно носило и он терял обороты, зарываясь в песок. Местами приходилось вставать и тащить его буквально на себе, прямо как на велосипеде, не замечаете? Но понял одно, главное разогнаться и всё пойдёт хорошо, вроде и не зарывается и не носит. Но речь не об этом. Свернув у знака Погорелец направо, я увидел церковь, которая встречала всех путников своими куполами, Дале в поле стояли полуразвалившиеся мельницы. Дома, построенные вдоль улиц. По фотографировав всё вокруг я принялся искать ключи от церкви(она была закрыта). Найдя человека, который мило мне дал ключ, я пошел к церкви. Открыв её, я был шокирован огромным количеством икон. Они были везде, на подоконниках, на стенах, на потолке, всюду. Все зафотографировав (не решился при этом фотографировать за иконостасом), я подошел к тексту на стене. Оказывается церковь построена в 1898 году, была разворована и разрушена, все иконы были украдены. Видимо у воров проснулась совесть и они всю добычу выбросили у колхоза. Иконы были найдены Весной весьма в плачевном состоянии, но их отреставрировали. Церковь восстановили на деньги прихожан (жертвовали на восстановление деревни Жердь, Дорогорское, Погорелец, Кимжа, Пёза, Мезень а также Березник (не тот Березник, что вы подумали)).
Далее я пошел к мельницам. Подойдя к ним, ко мне в голову пришла мысль заползти на них, не смотря на весьма плачевный их вид. Уже внутри я обнаружил, что все механизмы сохранились, Всё работала, только внешне они разрушены, а внутренне, их душа была цела. Огромные жернова, все механизмы, передававшие вращение лопастей, всё это было. После я сел всё на тот же Минск и выехал обратно, собираться домой. Кто знает, когда я ещё сюда приеду. Остановился у выезда из деревни и снова смотрел на эту церковь, но машина проезжавшая машина меня отвлекла своим сигналом, мол освобождай дорогу(ещё бы, мотоцикл стоял посреди, не пройти не проехать).
Как уже упоминалось выше, это деревня поставила точку в моём путешествии по Мезенскому краю, на следующее утро я уже сидел на вокзале, ждал самолёт.

В завершении хочу добавить, что не смотря на спонтанность этой поездки, отпуск удался на славу. Хочется отметить необычную гостеприимность Мезенского народа, как и жителей северной части области в целом. На юге Архангельской области, где я проводил большую часть своего отпуска, такого просто нельзя нигде встретить.
И ещё, фотографии с поездки не выкладываю, так как столкнулся с проблемой их отбора. Среди всего количества снимков невозможно выбрать лучшие, поэтому если кому интересно, обращайтесь, с радостью покажу всю красоту этих мест.

25 августа 2006 г.

Автор: Николай Морозов

Последнее в форуме

Notice: Undefined variable: table_d in /home/aetcru/bikeangelsk.ru/docs/include/forums.php on line 31

Тема (Black.Dr): Мероприятия велоклуба "Рандоннёры Поморья".
Ответ (Black.Dr): Утверждённый календарь бреветов на 2021 год: [im

Подробнее

Обращений: 5625066

ФОРУМ -> [Велотреп] [Покатушки] [Соревнования] [Железо] [Куплю-продам] [BMX, Street, Trial]

2003-2024 © bikeangelsk.ru
Сайт архангельских велосипедистов

Программирование и дизайн © Максим Ливенцов, 2003-2024

Любая информация, представленная на этом сайте, может быть использована
в средствах массовой информации и/или в коммерческих целях
только с согласия автора и указанием ссылки на сайт: